Во времена Петра I встречается первое упоминание о новогодней красавице. «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе», а «людям скудным» – «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить…». Так значилось в указе Петра I о переносе Нового года с 1 сентября на 1 января.
Но этот обычай был забыт народом после смерти царя. Новогоднее убранство сохранялось лишь в официальных зданиях и питейных заведениях (видимо для привлечения клиентов). И только в XIX веке, в домах живших в Петербурге немцев, появились первые рождественские елки.
Древний обычай зародился в Германии — украшать ель в лесу свечами и разноцветными лоскутами. Немного позже рождественское дерево немцы стали наряжать в доме.
Во времена правления Николая I первая елка попала в Россию. Его жена, Александра Федоровна, которая родилась в германской Пруссии очень скучала по родине. По ее просьбе 24 декабря 1817 года установили рождественскую ель в Москве, в покоях императорской семьи. Елка была украшена лентами и фруктами, а макушка увенчана большой звездой.
В 1852 году на Рождество установили первую публичную рождественскую ель. Красовалась она в здании Екатерининского (Московского) вокзала в Санкт-Петербурге.
Немного позже елки стали наряжать в других общественных местах: в театрах, в зданиях дворянских и купеческих собраний. Промышленники, купцы и представители дворянства проводили новогодние праздники для детей в благотворительных целях.
Изначально украшали ель свечами, фруктами, сладостями, орехами и лентами. На макушке неизменно присутствовала звезда (символ вифлеемской звезды).
Российское производство стеклянных игрушек было основано в конце XIX века. На заводе, который был основан князем Александром Меньшиковым, изготавливали стеклянные бусы и шары.
Сегодня традиция наряжать новогоднюю елку присутствует в каждом доме. В этом действии есть какая-то магия, волшебство. Украшая игрушками виновницу торжества (самостоятельно или с детьми — неважно) обязательно задумываешься. Думаешь о прошедших событиях, хороших и не очень. Думаешь о предстоящих в наступающем году. Веришь, что он будет особенным и обязательно лучше прошлого (по крайней мере хочется верить).